Расцвет культуры в I веке до н. э. в Римской империи дал миру таких знаменитых поэтов и писателей, как Цицерон, Гораций и Вергилий. Но хотя историкам довольно много известно о жизни великих того времени, они почти ничего не знают о таких основополагающих фактах, как размер населения в поздней Римской империи. Теперь историки решили найти решение для этой проблемы. В этом им помогли монетные клады и тайники.
Перепись мужского населения, достигшего совершеннолетия
В период существования Римской республики (V-I вв. до н. э.) взрослые мужчины облагались налогами, призывались в армию, обладали правом голоса. Чтобы следить за этой частью населения (и за оплатой ими налогов), Рим проводил время от времени переписи.
С середины III до конца II века до н. э. взрослое мужское население значительно выросло, с 200 тыс. до 400 тыс. человек. Однако эти цифры не соответствуют переписи, которую провел первый император Август на рубеже эр. По новым данным оказалось, что мужское население империи достигло к тому моменту 4−5 млн человек.
Хотя предоставление римского гражданства некоторым союзникам с Апеннинского полуострова и объясняет внезапный рост населения, остается непонятным удвоение или даже утроение римского населения за относительно недолгий период до того, как Август провел новую перепись (28 год до н. э.). Именно этот необъяснимый демографический скачок и вызывает среди историков многочисленные споры.
Загадочный демографический бум
Одни ученые объясняли имеющееся расхождение тем, что императорские чиновники начали учитывать не только совершеннолетних мужчин, но и женщин, и детей. Хотя эта теория, казалось бы, объясняет демографический рост, однако на самом деле такое положение вещей свидетельствует об общем уменьшении населения Римской империи. Кроме того, ни в одном историческом источнике не упоминается перепись всех жителей государства.
Другие ученые предполагают, что ничего удивительного в этих данных нет — страна просто переживала демографический бум. А это в свою очередь подразумевает, что Римская империя достигла такого высокого уровня экономики и производства, о котором исследователи раньше и не подозревали. А значит, римскую историю пришлось бы сейчас переписывать заново.
Клады рассказывают об уменьшении населения
В конце концов за изучение этого вопроса взялись биолог Питер Турчин (Peter Turchin) из Университета Коннектикута и специалист по античной истории Уолтер Шейдел (Walter Scheidel) из Стэнфорда. Они сосредоточились на исследовании монетных кладов, которые прятали местные жители во время беспокойных времен. Ученые исходили из предположения, что если хозяева этих тайников были убиты или навсегда покинули родные края, то забрать обратно свои сокровища они не могли. Поэтому спустя столетия монеты и достались археологам.
По словам исследователей, таким способом они нашли косвенный способ выяснить численность населения империи. Если нанести на карту места, где находили клады, и время, когда их зарыли, то начинает вырисовываться картина внутренних беспорядков и войн, затронувших определенные области империи. А эти данные в свою очередь становятся ключевыми для учета демографических изменений. «Клады указывают на случившиеся на определенной территории восстания и войны. И это общая закономерность, которую можно наблюдать не только в Риме», — отметил Турчин.
Благодаря схеме распределения кладов по территории Римской империи и наименее спорным данным из ранних переписей ученые выяснили, что ее население после 100 года до н. э. значительно уменьшилось. И тогда переписчики начали включать в свои списки женщин и детей. То есть Древний Рим не был на самом деле больше, чем полагали историки.
Соответственно, все население империи, а не только совершеннолетние мужчины, составляло к концу I века до н. э. 4−5 млн.
«Наша модель больше всего согласуется с теорией общего уменьшения населения. Я не могу сказать, что она это доказывает с абсолютной точностью, но она дает дополнительные свидетельства в пользу одной из двух существующих гипотез о демографическом положении в Риме», — отметил Шейдел.
Исследование опубликовано в Proceedings of the National Academy of Sciences.