В Петербурге прошел первый международный съезд кладоискателей, собравший гостей и участников от Южно-Сахалинска до Калининграда. Среди его организаторов – клуб «Кладоискатель и золотодобытчик», иркутская газета «Кладоискатель. Клады. Золото. Сокровища», а также фирма Minelab – производитель металлодетекторов.
«Деятельные любители истории», как они сами себя называют, собрались ради того, чтобы учредить федерацию приборного поиска России. Казалось бы, что тут такого? Однако событие вызвало нешуточные страсти: задолго до форума обеспокоенные археологи забили в набат, обвиняя кладоискателей в том, что те хотят узаконить «браконьерство». Кладоискатели в свою очередь сетовали на стену непонимания между ними и представителями науки.
– Необходимость создания организации, которая бы объединяла любителей приборного поиска, назрела, – заявил, открывая съезд, один из его организаторов, редактор иркутской газеты Алексей Елизарьев. – Дело в том, что в обществе формируется весьма негативный образ кладоискателя, лишенного нравственных и моральных норм, готового чуть ли на все ради наживы. Конечно, есть отдельные случаи «черного копательства», но это не повод обвинять в этом всех нас.
По словам кладоискателей, беда в том, что в нашей стране до сих пор нет федерального закона о приборном поиске.
– Приборный поиск у нас не запрещен, кроме территорий, являющихся, по закону, памятниками истории и культуры, – объяснил адвокат Виктор Курочкин. – Мы для того и создаем нашу федерацию, чтобы противостоять «черным копателям». Сегодня по всей стране есть тысячи людей, увлеченных кладоискательством, – это реальность, от которой никуда не уйти. Вот почему они обращаются к официальной науке с призывом выработать совместные правила игры.
А как обстоит дело в других странах? – Эталоном в области практических методов и нормативных актов, регламентирующих приборный поиск кладоискателей, является Великобритания, – сообщила директор по развитию бизнеса в Европе, Азии и Африке компании Minelab Шейла Келлехер. – Точно так же обстоят дела и в Австралии. Там кладоискательство – хобби для многих, а лицензию можно приобрести совершенно законным путем в онлайн-режиме через Интернет.
– «Черные копатели» и кладоискатели – это две явные противоположности, – обратил внимание Алексей Елизарьев. – Любители приборного поиска в большинстве своем совершенно нормальные люди, увлеченные историей. Для них кладоискательство – это просто позитивное увлечение, и его однобокое восприятие среди археологического сообщества удивляет. Мы же, наоборот, хотим, чтобы наше увлечение, наши ресурсы помогали официальной науке в понимании нашей истории, и готовы сотрудничать, предлагать и реализовывать совместные проекты.
Археологи возразили: Англия, Уэльс и Австралия – все-таки скорее исключение, нежели эталон. В большинстве стран континентальной Европы металлопоиск ограничен в разной степени, вплоть до запрета всех его видов, кроме пляжного.
– Мы действительно очень обеспокоены деятельностью кладоискателей, поскольку постоянно сталкиваемся с нелегальными раскопками, – высказалась научный сотрудник Института археологии РАН Ольга Зеленцова. – Вы говорите о хобби, а на деле уничтожаете памятники ради своего любопытства. Вы говорите, что вами движет интерес к истории – но это ваш личный интерес. У нас с вами совершенно разное отношение к поиску: вас интересуют предметы, нас – информация. Для археолога важна не только сама находка, сколько контекст: где она обнаружена, в каком слое, вместе с какими другими находками. Наша цель – добыть научно обоснованную информацию.
По мнению ученого, приборный поиск возможен, но только под присмотром археологов, и поиск с помощью металлодетекторов не должен быть массовым. Коллега-археолог поддержал Ольгу Зеленцову, подчеркнув, что в деле копательства есть гигантский вопиющий момент неграмотности, в то время как объекты археологического наследия требуют очень бережного, а главное, профессионального отношения.
– Законодательство в этой сфере отстало от жизни, – признал координатор Ленинградского областного отделения общественного движения в защиту археологического наследия «Аматор» Иван Стасюк. – Оно не только не защищает интересы государства, но и никак не представляет любителей приборного поиска. Действительно, есть места, где такой поиск не представляет угрозы. К примеру, поиск в регионах давно забытых заброшенных деревень.
По словам Ивана Стасюка, археологи готовы к конструктивному диалогу со здоровой частью сообщества кладоискателей и металлопоисковиков, не нарушающих законодательства РФ об охране культурного наследия. Но на определенных условиях. Это отказ от поиска кладов на территории археологических памятников, запрет на куплю-продажу, обмен, коллекционирование археологических артефактов, соблюдение законных прав и интересов собственников земли, на которой осуществляется поиск кладов. Металлопоиск может вестись, но только если его участники объединены в организованные сообщества. Найдут ли кладоискатели и археологи общий язык, покажет время. Автор: Сергей ГЛЕЗЕРОВ. Теги: Поиск с металлоискателем. Что ждет кладоискателей.
Похожие статьи:
Источник: http://spbvedomosti.ru
|