Как в Новосибирской области искали золото... в печке
...Жители села Кочки Новосибирской области до сих пор вовсю обсуждают таинственную находку на берегу реки Карасук. Да и понятно – по увлекательности эта история не уступает роману Дюма, только вместо острова Монте-Кристо – прибрежный Карасукский утес. Началось все с того, что многочисленная семья Ермолаевых выехала на природу – порыбачить, шашлычки пожарить... Вдруг глава семейства Александр заметил нечто странное – из отвесного берега торчали кирпичи. Из своего туристического опыта по этим местам Александр знал, что кирпичей здесь не водится. Заинтригованное семейство съездило домой за лопатами, возвело ступеньки к загадочной находке и приступило к раскопкам. Груда кирпичей оказалась входом в таинственное подземелье. Мужчины, в надежде найти клад, стали копать еще активнее. Постепенно отрыли кирпичный свод с «крыльями». И тут стало понятно, что это не просто вход, а...печь. И вместо золота и драгоценных камней кладоискатели нашли только угли и золу... Так и вспоминается душеспасительная заповедь: «Богатство земное – прах».
Тем не менее, вскоре о находке уже шумела половина Кочковского района. Еще долго местные жители не хотели расставаться со сказкой о Карасукском кладе. Сельские «старатели» перерыли место находки вдоль и поперек, так что кроме груды кирпичей там теперь ничего не осталось. И все-таки с реальностью бороться бессмысленно: печка – она и есть печка, и золота в ней не найти.
- Это не что иное, как печь для производства «кирпича-сырца». – развенчала сказку директор Кочковского краеведческого музея Елена Вельгушева. - Этот кирпич, в отличие от обычного, не обжигали, а выкладывали внутрь печки прямо так. А снаружи уже обкладывали обожженным. Найденной печи где-то около ста лет. В то время в этих местах было еще где-то четыре таких же.
Нашелся и потомок хозяина печи – 55-летний Александр Болоцких, местный водитель со стажем. Именно его предок и соорудил печку, наделавшую ажиотаж на селе.
- Мой прапрадед Кузьма Илларионович Болоцких переселился в эти места в 1900 году. – рассказал историю Александр. - С собой привез жену, детей. Надо было как-то на жизнь зарабатывать, ну вот он и поставил эту печь у Карасука.
Однако «золотой» печка не была уже тогда – на жизнь хватало, но разбогатеть на ней было нельзя. Так что дальше своего создателя печь в поколения не пошла и была заброшена. Дальше – век колхозов и индустриализации, и подобные агрегаты уже были никому не нужны. Так что мораль всей этой истории такова – не все то клад, что в земле зарыто. Впрочем, на русскую душу вряд ли повлияет такой горький опыт. Торчащий из земли кирпич снова и снова будет казаться нашему мужику древним артефактом, и в душе опять разгорится авантюризм кладоискателя.