Верховный правитель России адмирал Колчак оставил самый большой клад в истории человечества - около 50 тонн золота, пишет газета Экспресс-К (Казахстан). Поиск этих денег не прекращался никогда. Кладоискатели еще в советское время прочесали тысячи гектаров леса под Омском, Челябинском и Байкалом. Но тщетно. И вот след этого золотого тельца хищно вильнул недалеко от Астаны.
Чтобы начать поиск золота, чья рыночная стоимость оценивается в 2 миллиарда долларов, пришлось перекопать кучу литературы, проинтервьюировать десятки, а то и сотни людей. Автор этих строк не побрезговал даже спиритизмом.
Александр Колчак был авантюристом. Причем отъявленным. В юношестве ему удалось прибиться к экспедиции барона Толля и отправиться на поиски земли Санникова. Позже в русско-японскую войну он с блеском провел операцию по минированию японского крейсера "Такосаго". И хоть война была проиграна, Колчак возвращался в Россию триумфатором - его принимали как настоящего героя.
Харизма, помноженная на смелость и острый ум, не покидала Колчака никогда. В Первую мировую войну он служил на Балтийском флоте, где громил немецкие корабли опробованными в Порт-Артуре минами. Получил повышение и стал адмиралом на Черном море, где его застала революция.
По следу
В 1918 году дрязги между сибирскими губернаторами заставили вспомнить о харизматичном лидере. Колчак был провозглашен военным министром. Через два месяца он совершил военный переворот и захватил золотой запас России, который незадолго до революции от греха подальше был переправлен в Сибирь. Всего запас составлял 651 миллион золотых рублей или 490 тонн червонного золота. Колчак долгое время не давал тратить эти деньги, считая их народным достоянием.
К 19-му году Красная армия била отряды Колчака в окрестностях Омска. Было очевидно, что дни белогвардейцев сочтены. К зиме с ними было покончено. Адмирала арестовали внутри того самого "золотого эшелона" в дороге и реквизировали около 400 миллионов рублей золотом. В феврале 20-го по приказу Ленина Колчака тайно расстреляли, а тело выбросили в прорубь.
Очень быстро большевики поняли, что золота не хватает. По подсчетам, на закуп оружия, депонирование счетов в зарубежных банках было потрачено 40 тонн. Пропало примерно такое же количество. Украли? Но доступ к этим богатствам имел только Колчак. Стало очевидно, что во время отступления часть дорогого обоза была припрятана.
Легенду о припрятанном золоте Колчака в окрестностях села Айыртау Северо-Казахстанской области, что в 300 километрах к северу от столицы, нам поведала менеджер экотуризма фонда "Экос" Ирина Костицына, проживающая в Кокшетау.
- Там жила старая женщина, которая знала местонахождение клада, - говорит Костицына. - Она рассказала про него учителю сельской школы Валентине Герасимовой.
Поиск 50 тонн золота чреват сюрпризами. Костицына, узнав, что я собираюсь провести журналистское расследование, высказала протест.
- Мы будем требовать опровержения, - в отчаянии заявила она. - В этих краях находится национальный парк "Кокшетау". Мы развиваем экотуризм в горах Имантау, Сандыктау, Айыртау. Туристы живут маленькими группами в поселковых домах, и на экскурсиях мы следим, чтобы они не повредили природе. Нам не хватает только кладоискателей. Эти рассказы - всего лишь легенда! Так и напишите, что это басня.
Местные леса огромны, они простираются на десятки тысяч гектаров. Как правило, они раскинуты вокруг гор вулканического происхождения, как, например, Имантау или небольших скал. На территории много прозрачных, глубоких озер. В некоторых селах можно обнаружить допотопные санатории, заброшенные в советские годы. Когда по приглашению фонда "Евразия" автору сих строк удалось побывать в окрестностях Имантау, у него возникло подозрение, что хитрые кокшетаусцы "подсунули" на откуп туризму Боровое, оставляя самое сладкое для себя.
Колчак там был!
Раньше возле гор Айыртау находилась казачья станица. История хранит достоверные сведения, когда здесь появился сам Колчак. Этот случай известен местным жителям и зафиксирован документально. Старожилы утверждают, что Колчак побывал здесь зимой 1919 года, то есть за два месяца до гибели. Он отступал после поражения в осенних боях. По некоторым данным, белогвардейцы начали расстреливать неблагонадежных русских крестьян. Возле села Лобаново, расположенного неподалеку от Айыртау, находится могила, где были расстреляны "коммунары".
Известно, что крупных боев в Казахстане не было. Исключением можно назвать разгром регулярной дивизии генерала Чернова. Подавляя бунты, он должен был выйти к Каспийскому морю, подавая тем самым сигнал иностранной интервенции. Но Чернова под Аральском летом 20-го года наголову разгромили отряды казахских и туркменских родов.
И все же большевиков в Центральной Азии в 1919 году не было вовсе. А большинство районов контролировала алашординская армия. Невольно возникают вопросы: с какой целью Колчак перебрался на север Казахстана, ведь он должен был быть в центре событий? К чему было сковывать в этом районе войско? Может, чтобы охранять обоз с золотом?
Шерше ля фам
- Золото было нужно для задабривания союзников, стоявших на Черном море, - считает бывший учитель истории, коллекционер-нумизмат Александр Овечкин. - Оружие Колчак покупал во Владивостоке. Этот путь был слишком долгим. Завозить оружие можно было через Черное море. Корабли англичан и французов ждали, когда чаша весов окончательно склонится в пользу белых, чтобы начать интервенцию. Для покупки оружия у союзников требовалось немало золота; очевидно, что Колчак держал этот золотой обоз для них. И вполне логично, что самым безопасным и относительно близким к Черному и Каспийскому морям местом для хранения золота был север Казахстана.
Нам удалось найти учителя Айыртауской сельской школы Валентину Герасимову. Она рассказала все, что знала.
- Адмирала Колчака местные жители поддержали, они все были зажиточными крестьянами, и им было что терять. То, что он был здесь лично, подтверждают многочисленные источники. А про золото Колчака здесь знают многие, некоторые даже ищут его. Знает про него некая престарелая местная жительница. Я думаю, вам необходимо с ней встретиться.
- А есть ли какие-нибудь особенности местного ландшафта, которые бы сразу бросались в глаза?
- У нас есть сопка, на верхушке которой забиты три железных кола. Очень необычное сооружение, и по-моему, оно может быть связано с событиями того времени. Возможно, и с кладом.
Прежде чем отправиться в Айыртау на поиски золотого тельца Колчака, оставалось узнать одно: куда белогвардейские "шкуры" заныкали золото? Поэтому мы решили пойти на беспрецедентный в истории мировой журналистики шаг - взять интервью у духа адмирала.
Помощь в этом мистическом деле нам оказала ясновидящая, парапсихолог Александра. Обычно за посредничество в таких делах она просит кругленькую сумму, но мы сговорились на том, что она получит один процент от клада, если адмирала удастся разговорить.
Церемония по вызову призрака была самой обычной, я бы даже сказал заурядной. Были зажжены свечи в темной комнате на дубовом столе с черным покрывалом. За неимением любимой книги адмирала для сеанса использовали Библию. Для остроты ощущений не хватало только черепа.
Тарелка с черной меткой останавливалась на буквах, из которых складывались слова. Александра начала читать заклинание на древнерусском языке и вызывать требуемого раба Божьего.
- Вы здесь? - спросила она с трепетом.
- Да, - начала движение тарелка.
И вот тут меня охватил мандраж. Но надо было взять себя в руки и начать "раскручивать" необычного ньюсмейкера по всем канонам.
- Александр Васильевич, - начал я смущенно. - Я знаю, что вы великолепный стратег, непревзойденный тактик. Еще знаю, что вы отказались от помощи финского генерала Маннергейма со 100-тысячным войском, поскольку его условием было отделение от Финляндии России. Вы были уверены в своей победе?
- Так оказалось лучше, - выписал ответ фарфоровый "переводчик" Колчака.
- Господин адмирал, вы знаете, для чего мы вас вызвали. Если вы откроете мне местонахождение клада, я обязуюсь половину своей доли отдать на благотворительность, - перешел я в наступление. - Слово офицера!
Выбирая между выражениями "клянусь честью" и "я сделаю это", я все-таки остановился на "слове офицера", поскольку оно показалось более звучным. К тому же формальным поводом послужило обладание званием лейтенанта запаса. Кроме того, я действительно намеревался поступить, как обещал.
- Если мало?
- На торг нет ни времени, ни газетной площади. Ваши условия, адмирал?
- Хорошо. Ил. Давно. Утром они ведуют. Здесь. Ищи.
На этом сеанс был прерван.
Рустем ОМАРОВ, Астана - Кокшетау - Имантау