Предания и легенды
О голяди. В Мещовском уезде в углу, образуемом впадением реки Угры в Оку, память о голяди (древнее население, одно из литовских племен) живет до сих пор. Так, возле деревни Мещовского езда Чертовой указывают гору, на которой по преданию в очень стародавние времена жил разбойник Голяга, по другим Голяда. Обладал этот разбойник силою непомерною, на тридцать верст бросал свой топор. Возле селения того же уезда Свинуховой и Сабельниковой указывали мне две горы - Улитову и Мордасову. По преданию, на этих горах также жили два разбойника, два брата Голяги, и на тридцать верст перекидывали друг другу топор.
Ольгин колодезь Священник села Спас-Канина отец В.Д.Никольский рассказал мне, что невдалеке от села есть старый колодезь. Жители называют его Ольгиным колодцем. Молва народная название этого колодца приписывает тому историческому обстоятельству, что будто какой-то русский князь шел на войну с татарами и, видя приближение врагов, прощался при этом колодце со своею супругою Ольгою. Поблизости от села находится много курганов, в которых, по словам стариков, зарыты убитые татары.
Село Крутая Никола В 1812 году француз сердит был и наделал много зла России, а ранее была Литва, - та еще злее: она много сел и деревень совсем погубила: вот за Клинами было село Крутая Никола с храмом Божиим, а Литва так его разорила, что там доселе один лес растет.
Город Таруса Святослав плыл на судах вверх по течению Оки, увидал людей, живущих близ самой реки, и спросил: "Какой это народ и какого он племени?" Ему ответили: "То - Русь". Такое объяснение предания старались оправдать правописанием города в древних актах, в которых он везде называется "Торуса", а не "Таруса", как теперь.
Город Лихвин Лихвин, по изустным преданиям, получил свое название от жестоких и неустрашимых отражений им, неизвестно когда деланных неприятелем.
Ручей в г. Боровске В первой части города Боровска, между Калужской улицей и Текиженской слободой, пролегает большой овраг, в котором течет ручей "Текижа", этот ручей возник благодаря Преподобному Пафнутию, который в одно время увидал большое скопление воды в озерах, лежащих выше города - около села Комлева, могущих своей водяной стихией затопить город, и вода рвалась из берегов их, то в это время Преподобный Пафнутий, махнув рукой по направлению, как в настоящее время идет ручей, сказал воде: "Теки же", и вода из озера пошла, и с тех пор образовался ручей под названием "Текижа".
Пещера под Боровском В вышеописанном овраге Текиже есть пещера довольно глубокая... В эту пещеру прежде пускали зайца, и будто бы заяц выбегал из горы под церковью Покрова Пресвятой Богородицы в селе Высоком.
Святые ключи и колодцы В Калужской и Тульской епархиях громовые ключи и святые колодцы имеются во многих приходах. Один из таких ключей дал имя монастырю, ныне упраздненному -Успенский гремячий монастырь в Перемышльском уезде. Во многих приходах Калужской епархии местные предания связывают с этими святыми ключами происхождение особенно почитаемых местных икон и крестов. Так в церкви с. Погоста Жиздринского уезда указывают каменный, почти в рост человека, крест. Этот крест почитается прихожанами как чудотворный, и древнее предание рассказывает, что он явился некогда на святом колодце вблизи старой церкви. В селах Ближняя Борщовка Калужского уезда имеется древняя явленная икона Св. Николая Чудотворца. Неподалеку от церкви, в старом сосновом лесу, принадлежащем церкви, указывают колодезь с прекрасной ключевой водою, обильно вытекающей из горы. Колодезь этот до сего времени носит название "Громового", и простой народ объясняет его происхождение ударом молнии. Предание говорит, что именно здесь-то и явилась чтимая икона.
Предание о Платове казаке Платов был разбойник незадолго перед нашествием хранцузов. Его один раз поймали и сослали в Сибирь на каторжные работы. Когда умер Кутузов, царь стал грустить, а один казак и говорит: "Государь, хранцуза выгнать может только Платов." Царь спросил: "А где он?" - "Да он далеко! В Сибири на каторге", - сказал казак. Царь послал за Платовым штахвета (курьера) с грамотой. Как только курьер приехал, подал начальству бумагу. Платова освободили и посадили в карету; не одну тройку лошадей загнали; везли Платова. Как только он приехал в армию, обрил усы и бороду да и поехал к хранцузу.
Предание об Иоанне Большом Колпаке По изустному преданию старожилов и монахов Лютикова монастыря, говорят, что Иоанн Юродивый, Большой Колпак, однажды, бегая по Калуге, кричал: "Железные, железные двери, железные запоры." Догадливые перенесли имущество в безопасные места и тем спасли оные от пожара, после того случившегося.
Основание Оптиной пустыни Очень давно на Руси, в отрогах непроходимых Брянских лесов, жили два разбойника: Кудияр и Опта. Тот лес, который служил естественной крепостной защитой от татарских полчищ, Литвы и во время междуусобной борьбы удельных князей для города Козельска, сильного и славного в то время города, этот же лес служил лучшим бивуаком разбойничьих шаек жестоких грабителей. Много лет оба разбойника наводили ужас на окрестности, не щадя ни старого, ни малого, наконец, что-то совершилось необычное в душе Опты, и разбойники разошлись. Кудияр отправился в Пензенскую губернию, где долго еще наводил ужас на беззащитных обывателей, а Опта, резко изменив образ жизни, создал две пустыни: одну в Орловской губернии, Болховского уезда, а другую - в 70 верстах от первой..., Оптину пустынь; поэтому эти две обители и назывались именем их создателя, "Оптиными".
Клад Кудияра Будто бы когда-то жил Кудияр разбойник, акурат при реке Шани. Будто бы там што есть. Курган наношенный весь, ни то что природный, а весь наношенный, будто бы казны много. Курган этот принадлежит самой Гончарихе (Гончаровой - фамилия владелицы)... Когда это было, што будто бы докапывались до дверей в этом самом кургане... Был, признают, разбой здесь производился этим Кудияром... А в Тульской и деревню прозывают Кудияр...
О кладах
1. Крестьяне думают, что клады, когда-то очень давно, зарыты были в землю разбойниками, с целью сделать зло ближнему и после своей смерти, потому что разбойник, говорят они, зарывая перед смертию своей в землю награбленное богатство, заклинал его на известное число голов, т.е. до получения клада должно погибнуть известное число людей... Крестьяне утверждают, что, если погибло определенное разбойником число голов, то клады не остаются более в недрах земли, а являются в различных образах некоторым, ведущим строгую и набожную жизнь. Поэтому предание указывает на многих счастливцев, обогатившихся чудесным образом... Один крестьянин Гороховской волости, возвращаясь ночью домой, увидел преследовавшую его белую лошадь, которая на пространстве двух верст то прыгала, то ласкалась к нему, то вертелась около телеги, то, забегая вперед, заграждала ему дорогу. Вышедши из терпения и желая избавиться от докучливого спутника, мужик нанес ей удар, и - вообразите его удивление и радость - когда от малейшего прикосновения кнута конь разлетелся вдребезги и превратился в груду серебряных и золотых монет. Другой же крестьянин сделался Крезом от клада, явившегося ему в виде столба.
2. За Людиновым заводом (в Жиздринском уезде), гласит одно из преданий, протекает речка, близ которой растет ивняк, а среди ивняка пролегает единственная тропинка. Когда искатель клада придет к этой тропинке, его встретит какой-то старый дед, завяжет ему глаза и поведет за собою. По прошествии некоторого времени повязку с глаз снимают, и кладоискатель видит себя в овраге, поросшем непроходимою чащей леса; земля здесь жесткая и босому идти нельзя. Наконец приходят к концу оврага. Здесь видна железная дверь, ведущая в подземелье и потом в погреб, в котором спрятаны деньги. Чтобы идти подземельем, нужно теплее одеться, потому что там очень холодно. Таким образом, без особенных приключений, даже в сопровождении какого-то деда, кладоискатель доходит до места, где сохраняется сокровище: остается взять это сокровище и идти домой; но "узять-то возьмешь и пойдешь", говорят рассказчики, "ан у самом выходе так столбняк ноги пришибет, и не двигнешь".
3. Под Мещовском схоронен не один клад, а целых три. На Ничве (Нитве) есть остров, против которого, на Камынинской стороне, стоит кривая, иссохшая и погнувшая ветви на остров береза. Перед березою и островом на Батюковой стороне, по преданию, находится первый клад, состоящий из пивного, мерою в 12 ушатов, котла денег, повешенного на берегу речки железными цепями на железном пруте и загороженного железною решеткой для того, чтобы не упал в воду. От острова через речку идет дубовый мост, близ конца которого, на Камынинской стороне, зарыт другой клад, винный котел серебряных денег, покрытый воловой кожей; над котлом воткнута шпага. Около другого конца моста, на Батюковой стороне, зарыт третий клад, винный котел с золотыми деньгами, над которым положен круглый камень. Кладоискатель должен против березы стать спиною к солнцу, потом отойти от березы на 15 шагов и копать землю. Когда выкопает он поларшина в глубину, то найдет дудочку, на которой должен поиграть. Продолжая потом копать, он увидет цепочку, по которой должен опять копать, и тогда дойдет до котла; добыв же один котел, он без труда получит и остальные два. Но добывание первого котла сопряжено с большими опасностями, а потому и эти котлы составляют для крестьянина только благие пожелания.
Клад в Боровске В городском сосновом лесу, в полугоре обрыва у ручья Оборенка, где была устроена генералом Михелем земляная беседка, лежит большой камень, под которым, по преданию, находится клад.
Средства для нахождения кладов Кладоискатели утверждают, что если кто желает сделаться обладателем несметных сокровищ, то должен иметь траву "муравей" или "разрыв". Эта трава растет в "дисловине" (трущоба, глушь), имеет листы в виде крестиков и цвет подобный огню. Есть поверье, что если приложить ее к замку, то как бы он ни был крепок, разлетится вдребезги, а если бросить в кузницу, то кузнец не может работать. Для приискания кладов необходимо иметь траву разрыв, потому что она разрывает на мелкие части плиту, под которой клад находится. Но все несчастие кладоискателей состоит в том, что способ приобретения этой травы очень опасен и стоит даже жизни. Говорят, что разрыв можно только достать на цвету, который распускается в полночь под Ивана Купала (так называют день рождества Иоанна Предтечи, празднуемый 24 июня), и который держит цвет не более пяти минут. В означенный день и час и должно косить в лесной глуши до тех пор, пока не переломится коса. Отыскавши таким образом разрыв, поспешают домой, не оглядываясь назад и не обращая внимания на крики преследователя. Преследователь этот есть лесной дух, который старается всеми способами воспрепятствовать смельчаку унести всесильный талисман, и старания его до сих пор увенчивались полным успехом. Крестьяне наши делали попытки приобресть разрыв, но другим путем. Чтобы не подвергнуться опасным преследованиям нечистой силы, они во время весны находят гнездо дятла и кладут на это гнездо кусок железа, предполагая, что птица, увидев препятствия для входа в свое жилище, непременно отыщет разрыв и принесет его на гнездо свое. На другой день, осмотрев гнездо, конечно, желаемой травы не находят.
О неразменном рубле В устах народа существует и другой талисман безбедной жизни, это "неразменный червонец". Он имеет такое свойство, что будучи отдан купцу за товар, опять возвращается к прежнему владельцу, если только этот последний взял сдачу; отданный же без сдачи, не возвращается, а служит уже тому, кому отдан. Способ добывания неразменного червонца одинаким образом рассказывается во многих местах России... Один крестьянин делал все необходимое для достижения своей цели; представились ему различные чудовища, с разинутыми ртами, с огненными языками, огромными хвостами и рогами. Это лишило его присутствия духа, и он возвратился домой белее полотна, давши обет не предпринимать смелого подвига, сопряженного с величайшими опасностями.
Легенды о Преподобном Пафнутии 1. Среди жителей Боровска существует легенда, что в прежние времена, в средине горы под церковью Покрова Пресвятой Богородицы, что в селе Высоком, где Преподобный Пафнутий провел свои юношеские годы и где похоронены его родители, в ночь под Светлое Христово Воскресенье зажигается лампада. 2. ...Преподобный Пафнутий стремился в своей жизни всегда к уединению, вследствие чего он оставил монастырь Покрова Пресвятой Богородины в селе Высоком, и ушел в глухое в то время место, где теперь монастырь, им основанный, и молил Бога, чтобы Боровск никогда не процветал и был бы тихим городом.
|