Сокровища сарматов
Сокровища сарматов. Из Азовского историко-археологического и палеонтологического музея-заповедника
В Арапском зале Зимнего дворца открылась выставка "Сокровища сарматов",
организованная Государственным Эрмитажем совместно с Азовским
историко-археологическим и палеонтологическим музеем-заповедником.
На экспозиции представлены примечательные эталоны старого искусства,
которые происходят из обширно узнаваемых погребальных памятников,
найденных на Нижнем Дону.
На первой фото:
Фалар конской сбруи
Дата погребения последняя четверть I в. Н.Э.
Золото, бронза, агат, бирюза, стекло, гранат
Ростовская область, юго-восточная окраина г. Азова
Могильник Дачи, курган I, тайник I
Это курган Хохлач, расположенный на окраине г. Новочеркасска и
раскопанный в 1864 году, и курган Дачи у г. Азова, открытый в 1986
году. В первом была похоронена авторитетная дама - жрица богини
плодородия, а во втором военачальник либо вождь племени. Оба комплекса
были ограблены еще в древности, и тем не менее, в обоих вариантах были
найдены тайники, в которых соплеменники погибших упрятали самые дорогие
предметы. Посреди них встречаются не просто ценные вещи, но совсем
неповторимые изделия. Это - диадема из кургана Хохлач, украшенная
древом жизни и идущими к нему священными жертвенными животными: оленями
и горными козлами; кинжал в золотых декоративных ножнах из кургана
Дачи. Ножны и рукоять кинжала украшены многократно циклической
композицией нападения хищной птицы-грифа на верблюда, исполненной в
"сарматском полихромном зверином стиле". уникальными эталонами этого
искусства являются также золотые гривна, браслеты и флаконы с
изображениями зверей и умопомрачительных животных из кургана Хохлач.
В погребениях сарматской знати часто встречается металлическая посуда
римского и средиземноморского происхождения. Частенько они составляли
целые сервизы, два из которых показаны на выставке. Самой замечательной
находкой является неповторимый серебряный кувшин с зооморфной ручкой и
орнаментом культового содержания из Авесты - сборника священных текстов
иранского мира. Подобные предметы попадали к сарматам в виде даров либо
военной добычи либо в итоге торговли. Дары они получали от римских
императоров, участвуя, как наемники в военных действиях на стороне
римлян, они могли захватить драгоценную посуду во время набегов на
римские провинции, но могли и приобрести её мирным торговым методом.
Кинжал в декоративных ножнах
Дата погребения последняя четверть I в. Н.Э.
Золото, бирюза, сердолик, железо
Ростовская область, юго-восточная окраина г.Азова
Могильник Дачи. Курган 1, тайник 1
Более тыщи лет степи Северного Причерноморья были местом обитания
кочевников-скотоводов, принадлежащих к группе ираноязычных племен,
узнаваемых по письменным источникам под именованием скифов (VII-III вв.
До н.Э.) И сарматов (II в. До н.Э. - IV в. Н.Э.). Сарматы, будучи
кочевниками, не имели собственных городов и поселений. Основным
источником, позволяющим воссоздать историю этих племен, являются
бессчетные погребальные комплексы из курганных могильников, раскинутых
по всей местности южнорусских степей.
По обычаям сарматских племен погибших хоронили в широких прямоугольных
ямах либо в могилах с подбоями, над которыми сооружались земляные
курганы. Сарматы, как и остальные древние народы, верили в загробную
жизнь, вот почему совместно с погребенными в могилу помещали их личные
вещи, а также дары и жертвоприношения родственников и соплеменников.
При этом, чем богаче и знатнее был погибший, тем многочисленнее и
разнообразнее были сопровождающие его вещи: расшитый золотыми бляшками
костюм, дополненный золотыми украшениями - гривной, браслетами,
поясными пряжками. В дамских же захоронениях обыденными были золотые
ювелирные изделия - серьги, перстни, браслеты, колье из разноцветных
стеклянных и золотых бус, а также предметы туалета - бронзовые зеркала,
костяные гребни, туалетные сосудики для ароматических веществ, румян и
белил.
Наивысшего расцвета культура сарматов добивается на рубеже нашей эпохи
и, в особенности, в I в. Н.Э., Когда на Нижнем Дону возникают племена
аланов. К этому времени относятся более известные погребальные
комплексы, открытые археологами в этом регионе.
Браслет
II-I вв.До н.Э.
Золото
Нижнее Поволжье. Волгоградская область, Пролейский район,
с. Верхнее Погромное
Могильник. Курган 2, погребение 2
Последний шаг истории сарматов относится ко времени II - IV вв. Н.Э. В
этот период происходят значительные конфигурации в культуре и искусстве
сарматских племен, в частности, исчезают предметы звериного стиля.
Сейчас в погребениях кочевнической знати в большей степени встречаются
золотые изделия, исполненные в традициях греко-римского ювелирного
искусства: декоративные подвески, серьги, колье, флаконы для
ароматических веществ, увенчанные сердоликом, гранатом и цветным
стеклом в напаянных гнездах.
Завершают экспозицию наборы конского снаряжения конца III - IV вв.
Н.Э., Неизвестные ранее в Северном Причерноморье. Они украшены крупными
вставками сердолика и тисненным геометрическим орнаментом в виде
кружков, крестиков, а также ложной зернью и филигранью.
История сарматов закончилась с нашествием в южнорусские степи
воинственных племен тюркского и монгольского происхождения. Как
докладывают письменные источники, в 370-е годы сарматы были разбиты
гуннскими ордами, часть их присоединилась к гуннам и растворилась в их
среде. Некие племена, как, к примеру, аланы были увлечены гуннами на
Запад, где они вступили в соприкосновение с другими варварскими
племенами. Так под ударами гуннского войска в конце IV века
прекратилось тысячелетнее господство в Северном Причерноморье племен,
относящихся к ираноязычным народам.
Две парные подвески
Конец I - начало II в. Н.Э.
Золото, сердолик, стекло, стеклянная паста
Ростовская область, Тацинский район, хутор Сладковский
Могильник Сладковский. Курган 14, погребение 1
|