О Кудеяровой пещере есть много сообщений полулегендарного характера, иногда содержащих правдивую информацию и сомнительную, что способствует дальнейшему распространению сказочных сюжетов, передаваемых лоховскими жителями из поколения в поколение. Так был ли клад Кудеяра?
Кладоискатель Пензенской губернии крестьянин Милин сказывал, что у его товарища есть запись 1605 года, подписанная Кудеяром Кудеяровым, в которой обозначено много зарытых им кладов. Милин искал по этой бумаге, но приметы не сошлись.
Крестьяне с. Рулевки Ф. Дьячкин в 1883 году в Астрахани видел книжечку, в которой описаны 99 кладов Саратовской губернии, положенных Ермаком, Кудеяром, Стенькой Разиным, Чуркою. По этим записям Дьячкин в районе р. Изнаир (басс. Хопра) нашел по описанию два человеческих костяка и каменные стенки вроде подвала, но было ли найдено что из ценностей - неизвестно. По описанию в подвале должно быть золотых вещей 99 пудов монеты Кудеяровой.
Г.Г. Свецкову рассказывали, что мужик один все клады искал. Узнал он про Кудеяров клад, который был заговоренный и темной ночью тайком пошел его искать. Дорогой натерпелся страхов - все чудилось, что кто-то следит за ним. В пещере он нашел место про которое говорили и начал копать. Вдруг увидел серебряную свинью, которая стала на него бросаться, а он не сообразил хватить ее лопатой и при этом произнести молитву. В результате свинья распалась на мелкие куски.
Рассказы про кладоискателей часто имеют сказочный характер, но в любой сказке есть доля истины. Кроме того, говорили что в горе есть тяжелый сундук, церковь и иконостас. Однако уходили оттуда не солоно хлебавшись, обезумевшие или терявшие способность указывать руками и ногами.
Один молодец, бежавший из ссылки, не боявшийся ни бога, ни черта, порешил слазить в гору. После того, как оттуда вернулся, он целый год говорить не мог - язык отнялся. Он, якобы рассказывал, что внутри видел озеро, иконостас и красну девицу, посоветовавшую ему уходить пока жив и не говорить никому об увиденном.
Многие лоховские старики рассказывали еще до 1960 года, что когда-то давно одному их односельчанину удалось найти клад, состоящий из 12 ведер медных монет.
Подобных сведений можно приводить много, но к ним следует относиться осторожно и перепроверять, прежде чем делать на этой основе существенные заключения в печати. Единственным археологическим подтверждением каких-либо находок в Кудеяровой горе являются две медные монеты, поступившие в Саратовское управление архивной комиссии от Гавриила Петровича Светского 18 августа 1891 года. Откуда эти монеты - остатки ли кладов разбойников или находки от времен Золотой Орды - неизвестно. В принципе кто-то и мог что-то спрятать в пещере, но найти это будет очень сложно. А мог ли Кудеяр или еще кто-либо жить в пещере? После длительного пребывания внутри пещеры должны оставаться свидетельства деятельности человека, встречаться какие-то предметы и их обломки, остаться так называемый культурный слой, характерный для поселенческих археологических памятников. Пока не имеется существенных археологических материалов, подтверждающих наличие в Кудеяровой пещере культурного слоя.
Так существует ли на самом деле клад Кудеяра? Вряд ли. Разбойники не коммерческие банки, чтобы копить деньги. Хотя, кто знает: Настоящий клад Кудеяровой пещеры - это не горсть ржавых монет, а реальность нашего восприятия собственной истории, в которой одну из ярчайших страниц написали разбойники Дикого поля. И уж если сделать когда-нибудь музей разбоя и кладов, то поставить его нужно на вершине Кудеяровой горы.