История древнего холодного оружия - скифского меча
Наиболее выдающийся период истории древнего клинкового оружия - история
о мечах скифов: конных воинов и кочевников, живших на территории
современного юга России и Украины в VII—IV веках до н.э. До сих пор
ученые спорят о возникновении скифов. В четвертой части своей
«Истории», «Мельпомене», Геродот писал, что скифские орды вторглись «из
глубин Азии». И это всего лишь одна версия происхождения скифов. Есть
гипотеза, что скифские племена сформировались в итоге внутреннего
развития народов Северного Причерноморья и Предкавказья, при переходе к
железному веку. В то время железо становится основным материалом для
производства оружия и орудий труда, совершенствуются навыки верховой
езды, конская упряжь. В скифскую эпоху появляются вожди и богатые
воины-дружинники, чьи останки археологи находят в степных курганах.
Военные походы и грабежи становятся образом жизни дружин
воинов-аристократов. В статье пойдет рассказ о скифском мече, который
был верным спутником скифских вождей и богатых воинов.
Когда и как появился Скифский меч
По поводу происхождения собственно формы скифского короткого меча
(многие называют его, как и персидский меч, акинаком) существуют три
версии. Первая предполагает, что форма скифского меча была заимствована
скифами в Древнем Иране у персов и мидийцев. Сторонники второй версии
считают, что он произошел от бронзовых кинжалов сибирской «карасукской
культуры». Третья версия, которой придерживается и автор этих строк,
заключается в том, что прототипами скифских мечей являются
биметаллические мечи и кинжалы так называемого «кабардино-пятигорского»
типа, распространенные в VIII - первой половине VII века до н.э. на
Северном Кавказе. Эти кинжалы имели разные типы рукоятей - цельнолитые
с «грибовидным» навершием и «рамчатые». Очевидно, мечи с рамчатой
рукоятью в конечном итоге победили в конкурентной борьбе. Кроме того,
на Кавказе известны и биметаллические мечи скифского облика с бронзовой
рамочной рукоятью. Они имеют «классическую» форму архаического
скифского меча - «бабочковидное» перекрестие и прямоугольное навершие.
Интересно, что многие классические скифские мечи VII—VI вв. до н.э.,
которые ковались целиком из железа, имели желобок на рукояти, который
выводился на специальной оправке. Этот желобок - «рудимент»
биметаллического происхождения скифского меча, подражание бронзовой
рамчатой рукояти. Таким образом, мы можем полагать, что форма скифского
меча сформировалась на Северном Кавказе еще в первой половине VII в до
н.э.
Устройство скифского меча-акинака
Прежде всего, этот меч был коротким и предназначался для пешего
ближнего боя как режуще-колющее оружие. Размеры скифского меча-кинжала
колеблются от 25 до 60 см, но в среднем его длина вместе с рукоятью
35–45 см. Учитывая, что 12–15 см приходилось на рукоять с навершием и
перекрестием, длина клинка составляла 25-30 см. У знаменитого
келермесского меча (одного из наиболее длинных ранних скифских мечей)
длина парадных золотых ножен составляла 47 см, соответственно чуть
меньшей длины был клинок. В том же кургане был найден и небольшой
кинжал с рукоятью, обложенной золотым листом. Поэтому мы можем
предполагать различную функцию коротких и длинных мечей.
Меч в ножнах из кургана у станицы Келермесской. Вторая половина VII в. до н.э.
Меч и ножны из кургана «Толстая могила», IV в. до н.э.
Клинок был двулезвийным и имел форму в виде сильно вытянутого
треугольника, либо лезвия клинка были параллельными, резко сужающимися
в последней его трети. Встречаются и однолезвийные скифские мечи, но
они единичны. Сечение клинка могло быть линзовидным или ромбическим,
т.е. кузнецом специально выводилось ребро жесткости. Металлографические
исследования клинков скифских мечей из степной и лесостепной зоны и
Кавказа (Тлийский могильник) показали, что для улучшения рабочих
качеств уже часто применялась цементация (преднамеренное
науглероживание) как заготовок, так и готовых изделий. Иногда
применялся и «пакет», когда для заготовки клинка использовались полосы
железа с разным содержанием углерода. Более науглероженный металл шел
для выведения рабочей части. Клинки таких мечей более пластичны и
гибки, а при целенаправленном подборе слоев металла с различным
составом можно добиться еще больших преимуществ перед изделиями,
откованными из однородного металла. Собственно, появление этого
технологического приема было первым шагом в кузнечном ремесле к
сварному дамаску.
Клинок вместе с рукоятью отковывался из полосовой заготовки, затем
кузнечной сваркой к нему крепились с двух сторон отдельно откованное
перекрестие и навершие. Наиболее ранние перекрестия, как мы уже писали
выше, имели «бабочковидную» или «почковидную» форму. Они характерны для
мечей VII—V веков до н.э. В IV в. до н.э. «бабочковидная» форма
трансформируется в треугольную. Это наиболее популярная форма
перекрестия поздних скифских мечей. Ранние навершия имеют брусковидную
форму, иногда передний контур его близок к овалу. Навершие также
отковывалось отдельно, в нем пробойником пробивалось отверстие, в
которое вставлялось окончание рукояти, затем навершие вместе с рукоятью
проковывалось вгорячую. Некоторые ранние «брусковидные» навершия имели
сквозное отверстие в передней части, куда, очевидно, продевался шнурок,
наподобие темляка. Иногда это отверстие делалось в верхней части
рукояти. Несколько позже, в VI в. до н.э., появляются навершия, у
которых края прутка закручивались в виде волют. Другой модификацией
этой формы были не волюты, а головки хищных птиц. Таким образом,
навершие меча выполнялось в «зверином стиле», характерном для скифской
эпохи. И, наконец, еще одна разновидность этой формы - концы прута,
насаженного на рукоять, оформленные в виде волют или головок хищных
птиц, смыкаются, и навершие приобретает округлый контур. На рельефах
персепольской Ападаны многократно повторяется изображение акинаков с
брусковидным навершием и «бабочковидным» перекрестием. Этими акинаками
вооружена мидийская гвардия царя Дария I, а также многие делегации
данников. Лишь один раз здесь встречается изображение акинака с
«рогатым» навершием, напоминающим зооморфные навершия скифских мечей.
Его несет в дар Дарию член делегации воинов, одетых в башлыки и имеющих
подвешенные к поясу гориты (специальные чехлы, куда помещался лук и
стрелы). Очевидно, это и были представители скифо-сакских племен.
Древнейшие парадные мечи из Келермесского и Мельгуновского курганов
Свои мечи и кинжалы скифы носили в деревянных ножнах. К сожалению,
дерево сохраняется очень плохо, и о форме ножен «рядового» скифского
меча судить сложно.
Лучше сохранились окончания этих ножен, так называемые бутероли,
которые делались из металла или кости. Они имели полуовальную форму.
Наиболее ранние из них украшались в «зверином стиле». Чаще всего на них
был изображен «свернувшийся хищник». Гораздо больше нам известно о
ножнах наиболее богатых скифских мечей, принадлежавших вождям,
поскольку эти ножны имели золотые накладки.
Наиболее ранние из них принадлежат знаменитому мечу из Келермесских
курганов и очень близкому ему мельгуновскому мечу. Золотые накладки
имели и железные детали рукоятей этих мечей (навершие, сама рукоять и
перекрестие), и ножны. Навершие и рукоять были украшены растительным и
геометрическим орнаментом. На перекрестии изображены два «гения»,
стоящие у священного «древа жизни». Эта же композиция повторяется и на
устье ножен. На самих ножнах мастер изобразил шествие фантастических
животных - грифонов. Окончание ножен - бутероль - украшена двумя
противостоящими оскалившимися львами. Ножны имеют выступающие лопасти с
отверстием. На этих лопастях изображен классический скифский «летящий»
олень. Интересно, что подобные лопасти имеются и на ножнах персидских
акинаков.
Мотив стоящих гениев у священного дерева характерен для урартских
бронзовых поясов, в то время как олень, изображенный на лопасти ножен,
- чисто скифский. Ученые считают, что ножны обоих мечей были
изготовлены в мастерских Урарту захваченными в плен во время скифских
походов мастерами.
Как носили скифские мечи
По рельефам персепольской Ападаны нам известно, что меч носили на
правом боку, привязывая ножны за бутероль к ноге. Подобный способ
ношения был характерен и для архаических скифских мечей. Но не
исключена и подвеска меча на поясе слева от пряжки (рукоятью под правую
руку). Подобный способ отслеживается на древнейшем изображении
скифского меча в ножнах с лопастью на изваянии, датирующемся VII веком
до н.э., найденном у с. Нижний Куркужин в Кабардино-Балкарии.
Портупейный блок келермесского меча
Совсем недавно удалось установить назначение до сих пор непонятного
крестовидного предмета, называемого «ключом». Этот «ключ» оказался
«портупейным блоком», служащим для подвешивания ножен к поясу.
Большинство же более поздних скифских изваяний VI-V века до н.э.
демонстрирует нам ношение «акинака» спереди, подобно тому, как кавказцы
сейчас носят свои кинжалы.
Поздние мечи скифских царей
Наиболее поздними мечами являются парадные скифские мечи, найденные в
огромных степных «Царских курганах» второй половины IV века до н.э. Как
правило, они имеют обложенные золотым листом рукояти с округлым или
овальным навершием и треугольные перекрестия. Клинки мечей в верхней
части имеют вырезы. Эти вырезы - характерная деталь поздних скифских
парадных мечей. Облегчение наиболее массивной части клинка было вызвано
стремлением приблизить центр тяжести меча к точке удара, что
свидетельствует о высоком профессионализме скифских оружейников. Совсем
недавно на выставке «Золотой олень Евразии» в Эрмитаже демонстрировался
меч-акинак из кургана у села Филипповка Оренбургской области (IV век до
н.э.). Центральная часть клинка меча - ажурная, где чередуются фигурные
прорези и штампованные головки хищных птиц, плакированные золотом. Как
это могло делаться в столь раннее время - загадка.
Меч из кургана Чертомлык. Рукоять персидского акинака конца VI - начала V вв. до н.э., клинок - IV в. до н.э.
Из мечей, происходящих из степных «Царских курганов», металлографически
был проанализирован только меч из кургана Чертомлык. Как это ни
странно, он был откован из простого кричного железа, какие-то
технологические приемы, улучшающие его рабочие качества (цементация,
закалка, отпуск), к нему не применялись. Такие клинки ковались
кузнецами-скифами в низовьях Днепра на Каменском городище (ныне Каменка
Днепровская Запорожской области). В то же время кузнецами в Боспорских
городах и на периферии степной Скифии (в современной лесостепной зоне
Украины и на Северном Кавказе) применялись все технологические
кузнечные новшества. Не исключено, что клинки специально ковались для
погребения, поэтому «боевые качества» клинка были не столь важны.
Внимание, прежде всего, уделялось украшению этого оружия.
Как правило, золотые накладные пластины для украшения ножен в IV в. до
н.э. делали греческие ювелиры. На них часто изображались излюбленные
скифами сцены терзания оленей хищниками и фантастическими существами -
грифонами. Изготавливали их техникой выколотки (путем оттиска и
протирания) золотого листа на бронзовой матрице. Интересен факт, что с
одной и той же матрицы были изготовлены обкладки ножен из разных
курганов. Лопасти парадных ножен поздних скифских мечей - небольшие,
имеют почти треугольную форму. Как и на ранних парадных ножнах, на них
изображалось какое-то животное, фантастическое существо или целая
сцена. На лопасти ножен меча из «Толстой могилы» - это грифон с телом
льва, крыльями и рогом, а на парадных ножнах из Чертомлыка -
птицеголовый грифон, терзающий голову оленя.
Большой интерес представляет меч с рукоятью персидского акинака конца
VI - начала V веков до н.э. и ажурным скифским клинком IV века до н.э.
Эта находка свидетельствует о неудачном походе персидского царя Дария I
в скифские земли в 512 году до н.э., о котором писал Геродот. Этот
трофейный меч почти 150 лет передавался из поколения в поколение
скифских царей, пока во второй половине IV века до н.э. к нему не был
приделан новый клинок. После этого он попал в набор оружия,
сопровождавший самого богатого и знатного вождя, погребенного под
насыпью кургана Чертомлык.
Поклонение мечу
Еще один из важных аспектов роли меча в жизни скифов - это его
непременное участие в скифских ритуалах. Меч использовался у скифов в
ритуалах, скрепляющих договор или клятву, также являлся символом самого
почитаемого бога - бога войны Ареса. «Отец истории» подробно описывает
ритуал кровавых жертвоприношений этому божеству. В древности мечу
придавалась особая роль - хранителя воинской силы, атрибута власти
царя, и, видимо, именно поэтому у степных скифов (по Геродоту -
«Царских скифов») мы находим мечи только в могилах царей и наиболее
знатных воинов. P.S. Собственно у скифов археологам пока не удалось
проследить остатки храмов Ареса. Зато на северо-западном Кавказе, в
землях южных соседей скифов - меотов, найден курган-святилище IV в. до
н.э., полностью соответствующий описанию Геродота. Здесь были
обнаружены деревянная шатровая конструкция (ср. «куча хвороста») и
остатки жертвоприношений животных и людей. Обнаружены даже человеческие
скелеты с отрубленными руками. И в центре всего этого сооружения был
меч. Правда, не скифский, а меотский. Но это уже совсем другая история.
Автор: Владимир Эрлих
Источник: Прорез, восьмой номер
|